ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
WEB-САЙТА КФ ИА НАНУ
 
КАРТА САЙТА


 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие к изданию

     Античная расписная керамика — важнейший источник для изучения экономической, политической и культурной деятельности греков в различных регионах древней ойкумены. Изучение этого материала дает возможность реконструировать экономические связи и культурные взаимовлияния между греческими государствами, варварскими племенами Северного Причерноморья и крупнейшими малоазийскими, островными и материковыми центрами Эллады с момента появления греческого импорта в Северном Причерноморье во второй четверти VII и вплоть до начала III в. до н.э. Изображения на расписных вазах, наиболее распространенных произве¬дениях изобразительного искусства, представленных как в античных, так и в варварских социумах, свидетельствует о многовековом устойчивом и мощном воздействии средиземноморской культуры на северопричерноморскую периферию.

     Актуальность темы обусловлена необходимостью создания обобщающего исследования, которое подвело бы итоги изучения расписных ваз из Северного Причерноморья во второй половине XX в., осветило бы их роль в истории и культуре населения Северного Причерноморья в VII — IV вв. до н.э. В отечественной исторической науке этот исключительно информативный источник используется недостаточно. После выхода в свет в 50-х годах XX в. работ В.Д. Блаватского, посвященных этой проблеме, не появилось ни одной обобщающей работы, посвященной керамике из этого региона, в то время как количество нового материала значительно увеличилось.

     Скудость письменных источников, упоминающих об этих удаленных районах древнего мира, сравнительно редкие здесь эпиграфические памятники делают очень затруднительной реконструкцию исторического развития региона, образа жизни, религии и мировоззрения местного населения. Расписная керамика же позволяет точно датировать памятники, дает надежные сведения об интенсивности развития торговли, изображения на вазах представляют полнокровные, высокохудожественные образы, отражающие мировоззрение людей, живших в эту эпоху. Для того, чтобы сделать исторические выводы достоверными, необходимы использование и интерпретация данных, которые дают не единичные экземпляры, а массив материала, происходящий из отдельного памятника или группы памятников. Поэтому весьма актуально и расширение источниковедческой базы для создания исторических исследований по истории и культуре отдельных памятников античного Причерноморья и Средиземноморья в целом, древней истории Украины.

     Полная характеристика вазового материала из Северного Причерноморья позволит более аргументировано подходить к решению таких проблем, как особенности греческой колонизации региона, первые контакты с варварами, топография античных полисов, развитие их территории. Актуально и введение сюжетов росписей сосудов, найденных в Северном Причерноморье, в круг источников по истории и культуре древних народов Северного Причерноморья. Сейчас в обобщающих исследованиях по религии, культам, быту и культуре античных полисов и варваров Северного Причерноморья [Русяева, 2005; Херсон Таврический, 2005] античные вазы, происходящие из раскопок в этой части античного мира, практически не используются, то есть один из наиболее важных, ярких и информативных источников упускается. Те же исследователи, которые привлекают вазовые росписи, обычно пользуются еще дореволюционными публикациями, не привлекая новые материалы. Таким образом, актуальность проведенного исследования определяется необходимостью создания специального обобщающего исследования расписной керамики VII — IV вв. до н.э. из Северного Причерноморья, включения в круг источников не задействованных ранее коллекций музеев и находок из недавних археологических раскопок.

     Цель работы: создание обобщающего исследования, в котором охарактеризована расписная керамика из отдельных районов Северного Причерноморья, а также определена ее роль и значение в истории и культуре Северного Причерноморья: определены центры Средиземноморья, из которых она поступала, исторические условия, которые способствовали или препятствовали ее распространению среди греческого и варварского населения региона, особенности ее использования и восприятия росписей.

     В соответствии с избранной целью обозначены конкретные задачи исследования: охарактеризовать исторические обстоятельства, особенности развития региона в целом и отдельных его частей в VII — IV вв. до н.э.; выявить хронологию, типологический состав, центры производства, динамику поступления расписной керамики в античные города, поселения, на варварские памятники, определить характер ее использования в быту, в ритуальной практике, проанализировать росписи ваз для углубленного исследования религиозных верований, культуры и быта местных сообществ, как греческих, так и варварских, путем сравнения с данными письменных источников, с различными категориями археологических находок: терракотами, изделиями торевтики, монетами, рельефами, росписями склепов.

     Отражением этих целей и задач является структура исследования. Первая глава посвящена истории изучения темы и основным методам исследования. В ней показаны основные достижения античного и зарубежного антиковедения в этом направлении, обосновываются методы исследования, предлагаемые автором книги для решения поставленных задач. Значительная часть исследования отведена характеристике расписной посуды, найденной при раскопках различных полисов Северного Причерноморья, их сельской округи и варварских памятников. Она предваряется изучением исторических обстоятельств в регионе и характеристикой продукции керамических центров Средиземноморья, откуда поступали в течение VII — IV вв. расписные вазы (глава 2), особенностей торговли этим товаром.

     В третьей главе рассматривается динамика импорта расписных ваз в Северное Причерноморье. Детально изучается поступление этого товара в Северо-Западное Причерноморье (Березань, Ольвия, хора Ольвии, сельские поселения, святилища, Тира и Никоний, поселения и святилища за пределами ольвийской хоры), на Боспор (Пантикапей, Феодосия, Нимфей, Мирмекий, малые города и сельские поселения Европейского Боспора, города и по¬селения Азиатского Боспора). Рассматривается также керамика Херсонеса и Керкинитиды, усадеб и поселений дальней и ближней хоры Херсонеса. Античная керамика варварских памятников в связи с особенностями исторического развития региона разделена хронологически и территориально. Рассматриваются два основных периода в поступлении этого вида товара на варварские земли: вторая четверть VII — начало V в. до н.э. и V - IV в. до н.э.

     По характеру импорта выделяются: Лесостепь, Степная Скифия, Предкавказье и Подонье, варварские памятники Боспора. В четвертой главе рассматриваются различные аспекты истории и культуры населения Северного Причерноморья (религия и культы варваров и греков, быт и нравы, спорт и состязания, война и битвы, ритуалы, музыка, танцы, театр) через призму античной вазописи.
Сделанные автором наблюдения и выводы иллюстрируются и подтверждаются материалами, собранными в приложениях — альбоме иллюстраций, включающем 146 таблиц, и каталогах ваз, собранных и атрибутированных автором в ходе работы.

Методологической основой исследования является системный подход к разработке избранных для изучения вопросов. Теоретико-методологической базой работы являются достижения мировой науки (классической истории и археологии) в изучении распис¬ной керамики, труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные этому вопросу. В исследовании использовались описательный, системный, историко-генетический, сравнительно-исторический методы. Поскольку работа опирается в основном на археологические источники, использовался также сравнительно-типологический и историко-археологический анализ. Достоверность результатов обеспечивается тщательным анализом широкого круга источников, письменных и археологических. Изучена не только расписная керамика, но и терракоты, рельефы, росписи склепов, привлекаются данные эпиграфики. Это позволило сделать ряд выводов о развитии экономики, ходе исторического развития, духовной жизни местных обществ, создать целостную картину поступ¬ления в Северное Причерноморье в VII — IV античной расписной керамики из различных центров Средиземноморья, использования ее местным населением в быту и в ритуальной практике.

     Объектом исследования является расписная посуда из различных центров Средиземноморья, найденная при раскопках в Северном Причерноморье.

     Предмет исследования — это влияние, которое она оказывала на развитие культуры и общественной жизни местного населения — греков и варваров.

     Хронологические рамки работы ограничиваются временем поступления в северопричерноморский регион античной расписной керамики: со второй четверти VII в. до конца IV в. до н.э.

     Территория ограничивается Северо-Западным Причерноморьем до течения Прута и Днестра на западе, лесостепными районами до Полесья на севере, включены также материалы из Крыма, Подонья, Предкавказья (включая Закубанье).

     Впервые созданы археолого-историографические очерки, посвященные расписным вазам Ольвии, Пантикапея, Азиатского Боспора. Они основываются на опубликованных материалах, а также на личных наблюдениях и работе в фондах музеев, с материалами охранных раскопок.

     Исследуется в полном объеме коллекция расписной керамики Херсонеса, что дало возможность зафиксировать значительную долю находок архаи¬ческого и раннеклассического времени (конец VI -первая половина V в. до н.э.) на этом городище. Изучение сюжетов показало, что наиболее популярными у жителей города были Аполлон, Дионис, Афина. Много сюжетов связано со спортом, палестрой, что со¬гласуется с данными эпиграфических источников о большой роли физической культуры в жизни херсонеситов. До сих пор считалось, что панафинейские амфоры в Северном Причерноморье были распростра¬нены только на Боспоре. Автору удалось в фондах заповедника и в архиве обнаружить фрагменты призо¬вых панафинейских амфор, происходящие из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича. Находка панафинейских амфор в Херсонесе не только подтверждает тесные культурные и экономические связи города с Афинским государством в последней четверти IV в. до н.э., но и свидетельствует о почитании богини Афины жителями Херсонеса, что подтверждается и находками в городских отложениях скифосов с изображением совы и оливковой ветви, связанных с ее культом.

     Керамика Керкинитиды архаического и классического времени также впервые дана в полном объеме. Выявлены самые ранние находки: крышка аттической чернофигурной леканы круга мастера Лидоса, датируемая серединой VI в. до н.э., ионийская и коринфская керамика, клазоменские амфоры с чешуйчатым орнаментом, относящиеся к третьей четверти VI в. до н.э. Эти данные могут свидетельствовать в пользу гипотезы М.А. Колесникова о том, что Керкинитида была основана в 560/559 гг. до н.э. в результате лидийского завоевания Ионии [Колесников, 2004, с. 166 -169].
Выяснилось, что наиболее многочисленна здесь группа аттической чернофигурной керамики первой четверти V в. до н.э. Преобладают изображения Диониса и его фиаса и обычные для конца VI — начала V в. сюжеты: подвиги Геракла, сражения, квадриги, животные и мифологические существа. Это позволило со всей уверенностью говорить о большом значении культа Диониса, различ¬ных обрядов, связанных с распитием вина и чествованием этого бога еще в архаическое время, почитании Геракла. В краснофигурной керамике выявлены такие группы V в. до н.э., как скифосы с совой, скифосы и камфары St-Valentin, многочисленные кратеры и сосуды для питья IV в. до н.э., декорированные в «керченском стиле».

     Собраны все сведения о расписной керамике античной Феодосии — не только из музейных собраний, но и из частных коллекций, атрибутирована и каталогизирована расписная керамика Ялтинского историко-литературного музея, происходящая из некрополей Пантикапея и Ольвии. Все доступные автору данные о находках расписных сосудов в варварских погребениях и на поселениях обобщены в работе, материалы датированы и атрибутированы.

     Новые материалы позволили существенно дополнить представления о культуре населения Северного Причерноморья. Автором создан свод сосудов, связанных с Панафинеями и культом Афины, из Северного Причерноморья. Эта работа позволила выявить наличие развитого культа Афины в северопричерноморских полисах и особенно на Боспоре, в Херсонесе.

     Впервые проанализированы сюжеты с изображением музыки и танцев, театральных сцен на вазах из Северного Причерноморья. Высокая музыкальная культура древнегреческих полисов этого региона в сравнении с варварскими сообществами показана и на других материалах — находках музыкальных инструментов, местных терракотах, монетах, рельефах и погребальных росписях.

     Поскольку монография представляет собой переработанную рукопись диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук, выполненной на кафедре истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, она широко обсуждалась коллегами. Я благодарна профессору Э.Б. Петровой, которая потратила много времени и труда на ознакомление с самыми первыми вариантами рукописи, положенной в основу этой книги. Ее замечания по структуре исследования и стилю изложения были в полной мере учтены. Хочу выразить благодарность также профессорам Г.М. Бурову, A.M. Лескову, зав. кафедрой А.Г. Герцену, доценту В.Е. Науменко, которые сделали очень ценные и важные замечания по отдельным главам исследования, по оформлению работы. Большая помощь в написании главы, посвященной находкам расписной керамики на варварских памятниках, была оказана ведущим научным сотрудником КФ ИА НАНУ С.Г. Колтуховым. В книге учтены замечания и ценные советы научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН М.Ю. Вахтиной. Без помощи и поддержки работников музеев Г.И. Жестковой (Национальный заповедник Херсонес Таврический), Н.Б. Дмитерко (Евпаторийский краеведческий музей), Т.М. Татаринцевой (Феодосийский краеведческий музей), Н.П. Туровой (Ялтинский историко-литературный музей) была бы невозможной многолетняя работа автора с коллекциями из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича, Р.Х. Лепера и других исследователей Херсонеса, с материалами из Керкинитиды, Феодосии, собранием Великого князя A.M. Романова, хранящемся в Ялтинском историко-литературном музее. 

©  Вдовиченко И.И.

 
         
Выставлено 20 февраля 2009 г.
 
© Крымский филиал Института археологии НАН Украины
© Ядрова Г.В.