Переход на главную страницу официального web-сайта СКТЭК : http://www.cktek.crimea.ua
 
Поиск по сайту

  
КАРТА САЙТА


 

Электронные учебники и учебные пособия
по экономике
(онлайновый доступ)

 

Стратегия развития
Крыма
на 2011-2020 годы


Статистика посещений
HotLogMyCounter - Ваш счётчик
Яндекс цитирования


Поиск в Интернете

      
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕКСТЫ УЧЕБНО-СПРАВОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


(полная информация см. печатный оригинал)

       Тихонова    Н. Б. ВТО : либерализация международной торговли и возможности экономического развития [Текст] / Н. Б. Тихонова // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. – 2010. – № 1. – C. 46-54 .

 

      Аннотация: Данная статья посвящена проблеме влияния либерализационной политики Всемирной торговой организации (ВТО) на перспективы экономического развития стран с разным технологическим уровнем национального производства. При сложившемся на сегодняшний день порядке регулирования международной торговли для государств, не имеющих конкурентных преимуществ в высокотехнологичных отраслях, наиболее эффективной экономической стратегией является формирование собственного конкурентоспособного инновационного сектора. При этом либерализация внешнеторгового режима может стать одним из факторов активизации инновационной деятельности.
     Ключевые слова: экономическое развитие, внешнеторговая либерализация, эффективная экономическая стратегия, инновации.

     This article covers problem of WTO liberalization policy influence upon potential of economic development in countries with different technical level of national production. In current conditions the more effective economic strategy in non-industry countries is to creating innovation sector. Governments can use trade liberalization to stimulate innovation activity in the country.
     Key words: economic development, trade liberalization, effective economic strategy, innovations.


      Общеизвестное предположение о том, что международная торговля способна оказывать позитивное воздействие на экономическое развитие, в контексте проводимой в последние годы либерализационной политики ВТО, становится все менее очевидным. Деятельность организации по формированию недискриминационного торгового режима в целях обеспечения равных условий всем участникам мирового рынка пока недостаточно эффективна. Сложившийся на сегодняшний день порядок регулирования международной торговли отвечает интересам лишь узкого круга стран с высоким уровнем капиталоемкости экономики. В результате либерализация внешнеторгового режима в государствах, не имеющих конкурентных преимуществ в высокотехнологичных отраслях, может привести к значительному ограничению возможностей экономического развития. Очевидно, что сохранение существующих правил игры на мировом рынке ведет к асинхронному развитию
национальных экономик и росту разрыва между передовыми и отстающими государствами. В этих условиях наиболее эффективной стратегией экономического развития в странах, имеющих недостаточно высокий технологический уровень национального производства, является формирование собственного конкурентоспособного инновационного сектора.
     За последние годы либерализационная политика ВТО позволила значительно сократить барьеры на пути международных потоков товаров и услуг. Несмотря на это, в мировой торговле пока сохраняется высокий уровень протекционизма. Современная система регулирования международных торговых отношений развивается в направлении снижения роли отдельных инструментов, таких как квоты и пошлины, вследствие чего страны-участницы все чаще прибегают к "скрытым" мерам защиты национальных рынков от иностранной конкуренции, применение которых сложно контролировать. Успехи ВТО в области либерализации отдельных секторов мирового рынка нередко становятся косвенной причиной возникновения новых препятствий на пути к справедливой торговле. Следствием такой "неравномерной" либерализации международных торговых отношений является создание неравных условий торговли для разных стран.
     Как уже было отмечено выше, наибольших успехов ВТО достигла в области реализации принципа исключительной тарифной защиты и снижения протекционистской роли таможенных пошлин. В настоящее время, обеспечив значительное сокращение уровня таможенной защиты, ВТО ведет работу по устранению существующих тарифных пиков и снижению тарифной эскалации. Так, основным препятствием либерализации сельскохозяйственного сектора является сохранение высоких таможенных пошлин, установившихся в результате проведения тарификации нетарифных барьеров. В свою очередь для международной торговли промышленной продукцией серьезной проблемой стала тарифная эскалация, в результате которой товары с наименьшей степенью обработки при ввозе в страну облагаются минимальными таможенными пошлинами. Опасность сложившейся ситуации кроется в создании заведомо менее выгодных условий торговли для стран, специализирующихся на производстве продукции с невысокой добавленной стоимостью. Однако, несмотря на существующие трудности, членам организации все же удалось значительно ограничить возможности использования квот и таможенных пошлин в качестве инструментов протекционистской политики.
     Как следствие со стороны участников международной торговли возрос интерес к "скрытым" мерам торговой политики в целях защиты национальных рынков от иностранной конкуренции.
     В частности, страны - члены ВТО широко используют неоправданно жесткие санитарные и фитосанитарные требования в отношении импортируемой сельскохозяйственной продукции, а также вводят высокие технические стандарты для промышленных товаров.
     Изменить сложившуюся ситуацию могла бы разработка новых правил, регламентирующих порядок использования санитарных и фитосанитарных требований, а также технических стандартов для обеспечения недискриминационного режима. Именно поэтому данному вопросу в ВТО уделяется достаточно большое внимание.
Однако активная работа участников организации в этой сфере пока значительных результатов не принесла. Это негативно влияет на страны с невысоким уровнем развития, имеющие из-за различий во внутренних стандартах меньшие возможности для использования санитарных и технических требований в своей торговой политике по сравнению с экономически развитыми государствами.
     В то же время даже развитие законодательства в сфере использования данных мер торговой политики в рамках либерализационной политики ВТО не сможет полностью остановить процесс расслоения среди стран. Деятельность организации, направленная на снижение количества злоупотреблений в сфере применения санитарных и фитосанитарных требований, а также технических стандартов, нацелена прежде всего на соблюдение странами-участницами принципа национального режима, обеспечивающего равные условия для иностранных и отечественных компаний. Вместе с тем дифференциация стран, возникающая вследствие применения санитарных, фитосанитарных и технических требований, основана на существовании различий во внутренних стандартах между развитыми и развивающимися участниками. Таким образом, члены ВТО способны лишь снизить дискриминацию отдельных стран, а не уровнять условия торговли для всех ее участников.
    “Аналогичная ситуация наблюдается в сфере использования мер государственной поддержки в рамках национальной внешнеторговой политики. Несмотря на то что в последнее время члены организации ведут активные консультации на тему возможного ее ограничения, а также проведения необходимых корректировок законодательных норм, регламентирующих применение данных инструментов торговой политики, существенных успехов на этом направлении пока нет.
     Очевидно, что существующие проблемы серьезно осложняют осуществление либерализационной политики ВТО. Тем не менее степень либерализации международного движения товаров уже достаточно высока. Так, по сравнению с данным сектором мирового рынка процесс либерализации международной торговли услугами пока находится на начальной стадии. Однако постоянный рост доли услуг в ВВП и торговле как развитых, так и развивающихся стран привлекает все более пристальное внимание к либерализации сектора услуг, которая становится одним из приоритетных направлений деятельности организации.
      Отметим, что факторы, ограничивающие либерализацию, во многом схожи как для рынка товаров, так и для рынка услуг. Результатом либерализации сектора услуг должна также стать "справедливая торговля", которая предполагает создание равных условий для стран-партнеров за счет соблюдения членами ВТО принципа наиболее благоприятствуемой нации и национального режима в международной торговле услугами. Однако недостаточная разработанность законодательства в данной сфере нередко становится причиной нарушения странами этих принципов.
Поскольку мировой рынок услуг тесно связан с рынками факторов производства, либерализацию международной торговли осложняет наличие барьеров на пути движения капитала, рабочей силы и технологий.
      Так, в международной торговле услугами, осуществляемой путем трансграничных поставок или потребления за рубежом, в настоящее время сохраняется высокий уровень протекционистской защиты. В частности, существующие пробелы в законодательстве ВТО привели к тому, что многие страны продолжают устанавливать неоправданно жесткие требования к иностранным поставщикам услуг в области уровня квалификации, национальной принадлежности и т.п., серьезно осложняя проведение либерализационной политики.
      Вместе с тем работа над снижением уровня протекционистской защиты в международной торговле услугами, осуществляемой через коммерческое присутствие фирм-поставщиков в принимающей стране, ведется активно. Особое значение здесь имеет ослабление ограничений на прямые иностранные инвестиции. Вместе с тем текущая деятельность ВТО в сфере либерализации международного движения инвестиций в большей степени направлена на защиту интересов инвестора, что ставит в неравные условия страны с разным уровнем развития. Более того, в последние годы на переговорах настойчиво звучат призывы развитых стран, являющихся основными экспортерами капитала, к дальнейшему расширению прав инвесторов. Созданию недискриминационного режима в международной торговле услугами также препятствует усиливающаяся конкурентная борьба за инвестиции с использованием налоговых и финансовых льгот, в которой неоспоримые преимущества имеют развитые страны. Промедление в решении данных вопросов снижает эффективность деятельности ВТО в сфере регулирования движения инвестиций и как следствие либерализации международной торговли услугами.
     Наименьшее внимание со стороны ВТО было уделено регулированию движения услуг, поставка которых осуществляется путем передвижения лиц. Важнейшим условием либерализации данной сферы международной торговли является обеспечение мобильности трудовых ресурсов. Однако прогресс в области сокращения барьеров на пути движения иностранной рабочей силы прежде всего касается внутрикорпоративного перемещения квалифицированного персонала. В то же время сохранение низкой мобильности трудовых ресурсов более низкого качества ограничивает возможности развития сектора услуг в странах, обладающих сравнительным преимуществом в сфере мало- и среднеквалифицированных трудоемких услуг.
     Таким образом, результаты деятельности ВТО в области регулирования международной торговли услугами показывают, что либерализация данного сектора мирового рынка находится на начальном этапе. При этом сложившийся торговый режим создает более выгодные условия странам, чьи конкурентные преимущества основаны на использовании высококвалифицированной рабочей силы и современных технологий.
      В последние годы серьезным препятствием для либерализации как торговли товарами, так и торговли услугами стало расширение практики использования членами ВТО мер по защите прав на интеллектуальную собственность в целях ограничения иностранной конкуренции на внутреннем рынке. В этой связи особое внимание в рамках многосторонних переговоров уделяется вопросу разработки норм, регламентирующих применение данных инструментов во внешнеторговой политике. В частности, в целях обеспечения условий честной конкуренции планируется создание системы международного контроля над соблюдением принципов режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (HP). Кроме того, членами организации рассматривается возможность ужесточения имеющихся правил в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность. Однако существует опасность возникновения дополнительных барьеров на пути движения технологий, которые могут привести к росту уже существующего дисбаланса интересов потребителей и производителей знаний на мировом рынке. Сложившаяся ситуация препятствует принятию конкретных решений в сфере разработки новой системы мер по защите прав на интеллектуальную собственность, которая способствовала бы дальнейшей либерализации торговли.
     Таким образом, в результате осуществления либерализационной политики ВТО происходит постоянное развитие системы регулирования международного движения товаров и услуг:  увеличивается разнообразие торговых инструментов, все сложнее становятся правила их применения. Наряду с этим в работе организации происходит постепенное смещение акцентов в сторону сектора услуг, а также большее внимание уделяется вопросам движения капитала и технологий. Все эти изменения прежде всего отвечают интересам развитых стран, так как создают более выгодные условия для торговли капиталоемкими товарами и услугами. Государства, которые не обладают конкурентными преимуществами в области высоких технологий, не могут в полной мере реализовать все возможности участия в международной торговле.
     ....Политика в сфере либерализации торгового режима предполагает целый комплекс мер по расширению доступа иностранных поставщиков товаров и услуг на национальный рынок, улучшению инвестиционного климата внутри страны и развитию рыночной инфраструктуры. Все это оказывает непосредственное влияние на перспективы развития инновационного сектора.
      Российская экономика характеризуется недостатком современных производственных технологий в ряде отраслей национального хозяйства, а также дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере управления и маркетинга. Поэтому важную роль в развитии инновационной деятельности в России играют прямые иностранные инвестиции, обеспечивающие трансферт технологий, ноу-хау передовых методов управления и маркетинга, и способствующие повышению эффективности использования производственных ресурсов как в компаниях с иностранным участием, так и в национальных фирмах принимающей страны.
      Либерализация движения иностранных инвестиций, проводимая в рамках процесса присоединения России к ВТО, должна стать одним из стимулов развития инновационной деятельности в стране за счет повышения привлекательности национальной экономики для зарубежных инвесторов. Например, присоединение страны к Соглашению по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), и к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) (в части регулирования третьего способа поставки услуг в форме "коммерческого присутствия") предполагает использование мер по защите и поощрению иностранных инвесторов, работающих на ее территории. Создание безопасных и предсказуемых условий деятельности для зарубежных компаний, заинтересованных в размещении своих капиталов в национальной экономике, способствует дополнительному притоку прямых иностранных инвестиций. Необходимым условием формирования благоприятного инвестиционного климата в стране является также наличие стабильной и транспарентной правовой системы, созданию которой способствует приведение внутреннего законодательства в соответствие нормам ВТО.
      Наряду с ТРИМС и ГАТС определенное влияние на движение прямых иностранных инвестиций оказывают нормы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
      Так, в отраслях, выпускающих технологически сложные товары, рост объемов торговли нередко сопровождается притоком прямых зарубежных инвестиций. Поскольку процесс производства данных секторов промышленности состоит из отдельных стадий, различающихся по уровню технической оснащенности и видам используемых ресурсов, он нередко охватывает сразу несколько государств. Это обусловлено тем, что иностранные компании-производители вынуждены размещать часть своих мощностей за пределами страны базирования в целях минимизации издержек за счет поиска территорий с наименьшей стоимостью используемых ресурсов. При этом привлекательность страны в качестве потенциального места расположения заводов зарубежных фирм во многом определяется особенностями ее внешнеторгового режима, так как организация производства связана не только с размещением прямых инвестиций, но и с импортом необходимого оборудования и комплектующих. Это означает, что расширение доступа на внутренний рынок импортных товаров может оказать позитивное воздействие на приток зарубежного капитала в страну. В российских условиях вероятность возникновения подобного положительного эффекта от роста объемов внешней торговли достаточно велика, так как большая доля технически сложных товаров, потребляемых в стране, импортируется из-за рубежа.
     Таким образом, либерализация таможенного и инвестиционного режима в России значительно расширит возможности национальной экономики в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций, необходимых для стимулирования инновационной деятельности в стране. Однако их реализация во многом будет зависеть от эффективности государственной политики в области размещения полученных средств.
      В свете присоединения России к ВТО важную роль в формировании инновационного сектора играет либерализация международного рынка технологий. Ключевым вопросом в данном случае является определение оптимального соотношения между необходи мостью защиты прав участников рынка и свободой передвижения технологий.
     В связи с тем, что получение знаний требует гораздо больших затрат по сравнению с их дальнейшим использованием, возникает необходимость защиты интересов зарубежных и отечественных компаний, ведущих разработку новых технологий. В частности, введение понятия интеллектуальной собственности и соответственно системы мер по ее охране во многом позволяет компенсировать первоначальные вложения в производство знаний, стимулируя инновационные процессы в стране. В то же время недостаточное внимание государства к данным вопросам ведет к снижению заинтересованности экономических агентов в производстве знаний.
     При разработке системы мер по охране прав интеллектуальной собственности необходимо учитывать, что чрезмерное их ужесточение может оказать не только положительное, но и отрицательное влияние на инновационные процессы. Например, усиление системы защиты прав интеллектуальной собственности ведет к ограничению доступа стран к современным технологиям вследствие повышения цен на инновационную продукцию. Это отрицательно скажется на экономике государств с невысоким уровнем технологического развития, которые используют зарубежные технологии для производства аналогов и получения на их основе новых знаний....
      Либерализация данной сферы во многом будет способствовать формированию конкурентоспособного финансового сектора. Так, повышение конкуренции на внутреннем рынке финансовых услуг, а также расширение доступа к современным банковским и страховым технологиям может стать серьезным стимулом для развития национальной финансовой системы в результате роста производительности труда и создания устойчивых конкурентных преимуществ.
Также существует возможность негативного воздействия либерализации внешнеторгового режима на формирование инновационного сектора в стране. Например, слишком резкое повышение конкуренции со стороны более сильных зарубежных кредитных организаций может значительно ослабить позиции российских банков. В связи с тем, что иностранные компании отдают предпочтение менее рискованным и недолговременным вложениям, ухудшение положения отечественных кредитных организаций может стать причиной снижения объемов венчурного финансирования.
       Подводя итоги, можно сделать вывод, что возможности экономического развития в условиях либерализационной политики ВТО неодинаковы для разных стран и во многом зависят от особенностей национальной экономики, а также избранной государством экономической стратегии.....

Список литературы
  • Вовченко В. В. Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий: Автореф. дис... канд. экон. наук. М., 2005.
  • Глобализация мирового хозяйства / Под ред. М. Н. Осьмовой, А. В. Бойченко. М., 2006.
  • Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М., 2003.
  • Земская Е. У венчурного финансирования в России большое будущее. // Консультант. 2006. N 15.
  • Иванова Н. Национальные инновационные системы в глобальном контексте // Человек и труд. 2004. N 5.
  • Кадочников С. М. Прямые зарубежные инвестиции и внешняя торговля в условиях вступления России в ВТО: субституты или дополнения? // Проблемы образования, науки и культуры. 2003. N 27.
  • Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002.
  • Лисоволик Я. Д. Конкурентная Россия в мире "конкурентной либерализации". М., 2007.
  • Материалы интернет-конференции, проведенной в зале коллегии МЭРТ РФ. 19 дек. 2006 г.
  • Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. М.; Смоленск, 2005.
  • Стиглиц Дж. Ю., Чарлтон Э. Справедливая торговля для всех. М., 2006.
  • Уланова Ж. Ю. Развитие инновационной инфраструктуры как фактора экономического роста: Автореф. дис... канд. экон. наук. Самара, 2006.
  • Фам Тхи Лан Ань. Иностранные инвестиции в развитии экономики России и Китая // Проблемы современной экономики. 2007. N 2 (22).
  • www.wto.ru
  • www.wto.org

          
    ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ
    - ПРИ ЦИТИРОВАНИИ ССЫЛКА НА ПЕЧАТНЫЙ И ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА
    ALL RIGHTS ARE PROTECTED - REFERENCE TO THE PUBLISHED ELECTRONIC RESOURCE IS NECESSARY DURING

© Симферопольский кооперативный торгово-экономический колледж Крымпотребсоюза
Электронная копия © Ядрова Г.В. - выставлено 11.04.2012 г.